КАТЕХИЗИС
ХРИCTИАНИНА ИЛИ СОЦИАЛИСТА
А. А. Мудров.
Цена 20 коп.
Склад издания у автора А. А. Мудрова, Екатеринослав, Славянская, 18.
ЕКАТЕРИНОСЛАВ.
Типография К. А. Андрущенко, Стародворянская, 5.
19 17.
Что есть Бог?
Бог есть дух.
Какое свойство духа?
Свойство духа такое же, как и свойство плоти: как от плоти рождается плоть так от духа рождается дух. Таким образом есть два рождения: плотское и духовное.
Почему Бог называется Отцом Небесным?
Как сказано выше, Бог есть дух, а от духа рождается дух. Поэтому Бог, как родитель духа, называется Отцом Небесным.
Для чего Бог посылает людям Своего Духа?
Для того, чтобы люди жили по духу, а не по плоти, и чтобы, живя по духу, не умирали совсем, а жили вечно.
Что есть царство Божие?
Царство Божие есть царство любви, которая проявляется в добре и заключается в кротости, смирении, милосердии, терпении, бескорыстии, невинности и чистоте.
Что есть царство сатаны?
Царство сатаны есть царство зла, которое заключается в гневе, ненависти, вражде, гордости, честолюбии, жадности и зависти.
Когда начинается царство Божие?
Когда в сердце, душе и уме человека исчезают гнев, ненависть, вражда, гордость, честолюбие, жадность и зависть, тогда на место их появляется кротость, смирение, милосердие, терпение, бескорыстие, невинность и чистота, в которых проявляется любовь и которые составляют царство Божие.
Где находится царство Божие?
Царство Божие находится в сердце, душе и уме человека, в которых зарождается любовь, которая все более и более увеличивается.
Что есть грех?
Грех есть то, чего нельзя делать
Что, есть закон?
Закон есть запрещение греха, т. е. того, чего нельзя делать, таким образом, если, мы делаем то, чего нельзя делать, то мы грешим, следовательно, не исполняем закона.
Как подразделяется закон?
Закон подразделяется на древний и вечный.
Какое различие между тем и другим?
Различие это заключается в том, что древний закон определяет то, чего нельзя делать, а вечный закон говорит то, что надо делать, ибо он не допускает того, чего нельзя делать.
Как еще называется вечный закон?
Он еще называется законом свободы, т. е. духа.
В чем заключается древний закон?
Он заключается в десяти заповедях, которые были написаны на двух каменных досках (скрижалях).
Что запрещает древний закон?
Он запрещает признавать многобожие, обожествлять природу, произносить имя Бога напрасно, убивать, прелюбодействовать, красть, лжесвидетельствовать, и желать захвата чего либо принадлежащего другому. Он велит работать шесть дней, а седьмой день посвящать Богу, и почитать родителей.
Достигал ли древний закон своей цели?
Он достигал своей цели только в части, а не в целом, ибо исполнялась только часть его, а не весь закон. Так, если кто не убивал, то прелюбодействовал, если не прелюбодействовал, то крал. Таким образом древний закон не достигал своей цели в целом.
В чем заключается вечный закон?
Он заключается в любви к Богу и к людям.
В чем выражается любовь к Богу?
Любовь к Богу выражается в исполнена заповедей Божиих.
В чем выражается любовь к людям?
Любовь к людям выражается в добре.
Каким образом исполняется вечный закон в отношении к людям?
Если мы любим другого, то не сделаем ему зла и, таким образом, исполним весь закон, а не только часть его. Итак вечный закон основан на любви.
Что сказал Христос о законе?
Христос сказал народу и ученикам, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить его, т. е. сделать его достижимым в целом, а не только в части его.
Кто мой ближний?
Всякий, кто окажет помощь другому, без различия национальности и вероисповедания, есть его ближний.
Какую новую заповедь дал Христос?
Христос сказал Своим ученикам: заповедь новую даю вам: да любите друг друга, т. е. всех вообще людей, без различия национальности и вероисповедания.
Почему Христос назвал эту заповедь новой?
Потому что прежняя заповедь повелевала любить только ближнего своего, т. е. того, кто оказал нам помощь, а эта заповедь велит любить друг друга, т. е. и того, который не оказал нам помощи, следовательно, она является новой заповедью.
В чем заключается самая высшая любовь?
Самая высшая любовь заключается в самопожертвовании, т. е. в отдаче своей жизни для спасения других, что сделал Христос. Он отдал Свою жизнь для спасения людей, чтобы показать им, что они после смерти оживут. Для этого он пострадал, умер на кресте и воскрес, т. е. ожил, так что после смерти являлся Своим ученикам живым в продолжении некоторого времени. Таким образом Христос Своею смертью показал, что и люди после смерти оживут.
Чего мы желаем?
Мы желаем братства, равенства и свободы.
Кто первоначально провозгласил эти принципы?
Эти принципы первоначально провозгласил Иисус Христос.
Что есть братство?
Братство есть любовь между людьми. Христос сказал Своим ученикам: заповедь новую даю вам: да любите друг друга.
Что есть равенство?
Равенство есть отсутствие возвышения над другим. Христос сказал: раб не больше господина своего и посланник не больше пославшего его. Ученик не выше учителя и слуга не выше господина своего. Довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его.
Что есть свобода?
Свобода есть отсутствие всякого насилия, в какой бы форме оно ни выражалось, в форме ли богатства (капитала) или в форме власти, клонящейся к порабощению других. Христос сказал апостолам: вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими, т. е. имеют господство и власть над ними по роду и назначению, но между вами да не будет так, т. е. между вами не будет господства и власти; а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, т. е. кто хочет быть между другими значительным тот должен трудиться для всех, для общей пользы; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом, т. е. кто хочет быть между вами первенствующим, тот должен угождать им. Таким образом Христос отрицал господство и власть по роду и назначению, но признавал значение и первенство посредством труда и угождения.
В чем заключается учение Христа?
Учение Христа заключается, во-первых, в устройстве настоящей жизни, основанной на братстве, равенстве и свободе и, во-вторых, в жизни будущей.
Христос учил, что смерть не есть еще конец жизни и что после этой жизни будет еще другая вечная жизнь. Таким образом учение Христа разделяется на две части: видимую и невидимую. Видимая часть это настоящая жизнь, и невидимая часть это будущая жизнь, которая будет после этой жизни.
Мысль о вечности Христос выражал в притчах. Так, например, в притче о богаче и нищем Лазаре говорится о вечности, в которую после смерти один переходит, а другой не переходит. Таким образом смерть служит для перехода в вечность или в забвение.
Что есть вера?
Вера есть осуществление того, что невидимо. В то, что мы не видим, мы верим. Мы не видим Бога, т. е. Духа, но верим, что Он есть. Мы верим, что, умерев, оживем и будем жить вечно, следовательно, второй раз не умрем.
Что представляет вера?
Вера представляет особую область, к которой относится все, что невидимо.
Что есть знание?
Знание есть познание того, что видимо. То, что мы видим, мы познаем.
Чем мы познаем?
Мы познаем умом и пятью чувствами: зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием.
Что представляет знание?
Знание представляет особую область, к которой относится все, что видимо. Итак есть две области: область веры и область знания.
Что легче приобрести: знание или веру?
Знание легче приобрести, чем веру.
Где зарождается вера?
Вера зарождается в нашем сердце, душе и уме и достигает той степени, когда уже нет сомнений и колебаний.
Что есть надежда?
Надежда есть уверенность в исполнении того, чего мы желаем. Мы надеемся, что то, чего желаем, исполнится.
Что представляет надежда?
Надежда не представляет особой области. Она родственна вере и составляет как бы часть ее.
Где зарождается надежда?
Надежда так же, как и вера, зарождается в нашем сердце, душе и уме, и все более и более усиливается в них.
Что есть смерть?
Смерть есть прекращение жизни и разложение тела: тело разлагается и обращается в прах, в ничто, но дух, который сходит свыше и зарождается в человеке, не умирает, ибо он вечен. Таким образом умирает только тело человека, но дух его живет вечно.
На чем основано воскресение мертвых?
Воскресение мертвых, т. е. оживление их, основано, во-первых, на воскресении Самого Иисуса Христа, и, во-вторых, на законе произрастания всякого растения
Апостол Павел говорит, что как Христос воскрес, т. е. ожил после смерти, так и мы, умерев также воскреснем, т. е. оживем. Как посеянное зерно сгнивает в земле для того, чтобы из него выросло известное растение для новой жизни, так и человек умирает для того, чтобы потом ожить для новой жизни. Таким образом смерть необходима для перехода в новую вечную жизнь.
Итак, настоящая смерть есть ли окончательная смерть?
Нет, настоящая смерть не есть окончательная смерть, ибо мертвые оживут.
В каком порядке они оживут?
Души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не подчинились греху, ни форме его, и не сделали зла ни умом, ни действием, оживут прежде других умерших. Это будет первое воскресение, т. е. оживление. Они второй раз не умрут и будут в общении с Богом и Христом до известного времени.
Что будет при изменении природы?
При изменении природы мертвые станут пред Богом и будут судимы по сделанным делам. Мертвые, которые делали зло, погибнут совсем, т. е. более не оживут. Это смерть вторая, окончательная.
Что будет по изменении природы?
Будет новое небо и новая земля взамен прежнего неба и прежней земли, — и будет новая жизнь Бога с человеками, они будут в общении с Богом.
Чего не будет в этой жизни?
В этой жизни не будет смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни не будет, потому что все прежнее прекратится и образуется все новое.
Что будет в этой жизни?
В этой жизни будет вечность и любовь.