ИСТОРИЧЕСКОЕ

ОПИСАНИЕ

ВВЕДЕНСКОЙ ОСТРОВСКОЙ ПУСТЫНИ,

ВЛАДИМІРСКОЙ ГУБЕРНІИ,

НАХОДЯЩЕЙСЯ НА ОСТРОВЕ ОЗЕРА ВЯТСКАГО,

составленное

Общества Истории и, Древностей Российских Соревнователем

Н. Самойловым.

МОСКВА.

вУниверситетской Типографии. 1 8 3 о.

Печатать позволяется

Москва, Февраля 8-го дня 1830 года.

Ценсор , Ординарный Профессор , Надворный Советник и Кавалер Иван Снегирев.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ВВЕДЕНСКОЙ ОСТРОВСКОЙ ПУСТЫНИ.

вид пустыни

Введенская пустынь, Владимирской губернии, находится на острове озера Вятского, расстоянием от Епархиального города Владимира в 82, а от уездного Покрова в 4-х верстах. Под сим островом земли, как видно из начертанного в 1776 году плана Июня 18 дня, 1560 квадратных саженей, под озером 35-т десятин, 684 квадратных сажени, а всего 35 десятин и 2244 квадратных сажени.  —  Здесь первоначальное деревянное строение произведено в конце XYII столетия пришедшими из преждебывшей упраздненной Антониевой пустыни, находящейся на месте, где ныне город Покров, монахами: Сергием и Тимофеем, ведомства Переславского уезда, Залеского-Борисоглебского стана, внутри дачи окружной волости Вятской, от которой и озеро на звание получило: Вятское. Монахи сии желали укрыться от света, и втайне благоговеть пред Всевышним Его существом, построили в средние острова в глухом лесу келью и часовню; долго находились в неизвестности; долго в желаемой тайне прославляли Всемогущего за все благости; но от наблюдательного глаза людей утаитися ни как не могли; не смотря на пространство вод, от всюду окружающих озеро, братия скоро нашла их, отшельники стали приходить на берег озера, убедительно просили пустынников принять их под свое пастырство. Старцы Сергий и Тимофей видя, что не успели укрыться от внимательности людей, не могли в просьбе им отказать. Труждающаяся о Боге братия умножилась; пустынники Сергий и Тимофей решились просить Государя Царя о позволении построить им на Вятском острове церковь во имя Введения Пресвятые Богородицы: на что и последовала от бывшего в то время Блюстителем Патриаршего Престола удовлетворительная желанию их грамота следующего содержания: «лета 1708, Декабря в 4 день Великому Государю Царю и Великому Князю Петру Алексеевичу всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержцу били челом, а Преосвященному Стефану Митрополиту Рязанскому и Муромскому, меж Патриаршеством, Переславского уезду, Залеского Борисоглебского стана, патриаршего домового Покровского села, что бывала Антониева пустыня, монахи Сергий да Тимофей с братиею подали челобитную, а в челобитной их написано : в Переславском -де уезде, Залеского на Вятском озере на острову обещались они построить вновь церковь деревянную во имя Введения Богородицы, и Великий Государь пожаловал бы их велел о том строении дать им указ, и по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержца, Преосвященный Стефан Митрополит Рязанский и Муромский вышеписанных монахов благословив, велел им в Переславском уезде Залеского на Вятском озере, на острову на угодном церковному строению месте, построить вновь церковь во имя Введения Пресвятыя Богородицы, а верх на той церкви делать против прочих деревянных церквей, а не шатров, и алтарь круглой, а в церкви в алтарной стене царские двери были б посреди, а по правую их сторону южные; в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а после Спасова образа поставить образ настоящего того Святого храма, а по левую сторону Царских дверей меж северных, в начале поставить образ Пресвятые Богородицы и иные образы по чину; а как та церковь, построена и ко освящению изготовлена будет, о освящении тоя церкви и о антиминсе, и кому святить, бить челом впредь. А для Антиминса быть к Москве попу, или диакону, а не простолюдину.

У подлинного указа Патриаршая домовая печать.

Старцы Сергий и Тимофей, по получении сей грамоты, немедленно с братиею принялись за дело. Стоящий на острову густой лес срубили, в средине самой очистили площадь, на коей из срубленного леса воздвигли церковь, украсив оную приличным быть в дому Божии благодеянием[1]. Строитель монах Сергий вторично подает прошение и церковь по благословенной грамоте, данной в 1710 году, Генваря 14 дня, того ж Стефана Митрополита Рязанского освящена Иеромонахом Иоакинием.

 

Таким образом благочестивые старцы достигли цели своего желания, молясь каждодневно в храм славы Господа, Пречистой Его Матери, при священнодействии основателя пустыни сея, Сергия, который вскоре посвящен во Иеромонаха и наименован Настоятелем. При первоначальном поселений на остров монахов Сергия и Тимофея, поставленная ими там часовня, по сооружении церкви перенесена на Владимирскую почтовую дорогу, куда приставлен был монах для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря.

По кончине Иеромонаха Сергия определен строителем Иеромонах Нектарий, который для устройства монастыря испросил от Преосвященного Игнатия, Митрополита Сарского и Подонского позволение сбирать деньги по городам от людей имеющих усердие к церкви; на что 28 Ноября, 1720 года и получил сборную память; ему позволено ехать в Москву и другие города, где и просить пристойно[2]. Но сколько собрано им денег и куда оные употреблены, по делам архивы не видно, кроме того, что в 1722-м году, по резолюции судьи Чудова монастыря Архимандрита Геннадия, тот же Иеромонах Нектарий вторично имел сбор на огородное строение; но в пустыни ни какой поправки и переделки не было и напоследок Строитель сей уговорив из братии 5 монахов, перешел Московской Епархии в Богословскую пустынь, (что между рек Клязмы и Шерны ), забрал из 1-й церковную утварь, книги, хлеб, всякой скот и монастырские припасы; где братия в числе 14 человек, не имевши у себя начальника, испросили от Московской духовной Дикастерии указ, чтоб быть Нектарию у них Строителем с присовокуплением Введенской пустыни монахов под начальство Богословской, под тем предлогом, якобы сим в Введенской пустыне содержать себя не возможно; и когда утверждение на прошение сие последовало, тогда строитель Нектарий сооруженную предшественником его Сергием на Вятском острове церковь продал в домовое Синодальное село Покровское за 17 р. с оставшеюся утварью[3]; а колокол в 1 пуд 22 Фунта, вотчины Князя Хованского села Воскресенского попу Алексею Амбросимову за 11 руб.; часовня ж, стоявшая на большой дороге, сначала присвоена была села Покрова попом Григорьем Фадеевым, и напоследок, дабы братия Введенской пустыни не имела на сбор притязания: поп сей часовню оную приказал сломать.

И так, Введенская Островская пустыня, устроенная усердными к Богу старцами Сергием и Тимофеем, преемником первого Иеромонахом Нектарием, приведена в совершенное разрушение.  —  Оставшаяся в оном братия претерпевала ужасные недостатки и голод,  —  напоследок монахи Лаврентий и Тимофей прибегнули к правосудию Св. Правительствующего Синода, в поданной оному в 1729 году жалобе изъяснили все несправедливости бывшего своего строителя Нектария, уничтожившего пустыню, учрежденную по повелению Государя Императора Петра 1 и убедительно просили о возведении пустыни в первобытное состояние, о возвращении церкви, часовни, церковной утвари и прочего, равно и об определении к ним Строителем Иеромонаха Александра, который был Строителем же Владимирского уезда в Синодальном Любецком монастыре. Синод, по вытребовании от Московской Духовной Декастерии на жалобу сию ответа, вняв гласу просящих, резолюциею своею определил : «Островецкой пустыни, ежели совершенно к пропитанию имеющееся братство может быть довольно, из приписки Богословской пустыни, по силе состоявшегося 727 года, Февраля 6-го дня указа, освободить, и быть на прежнем основании и взятую церковь и церковную утварь и книги и хлеб и скот и прочее, все по прежней описи из оной Богословской пустыни, а церковь из села Покровского возвратить в ту Островецкую пустынь неотложно, и требуемому их прошением Иеромонаху Александру быть в оной Островецкой пустыне Строителем. Указ сей оставался без всякого исполнения, выключая перевода Иеромонаха Александра из Любенского монастыря в Введенскую пустынь Строителем.  До 1735 г. по поступлении наместо сего, должно полагать, слабого Строителя, в настоятельскую должность монаха Лаврентия братия уполномочила его ходатайствовать о принадлежности пустыне по решению Синода.  —  Завелась новая переписка, священники села Покровского Григорий Фадеев и села Воскресенского Алексей Амвросимов, упорствуя власти вышнего Правительства : первой не отдает церкви с утварью, а последний колокола. Духовная Декастерия напоследок приступила к решительным мерам : написала к означенным попам строжайшие указы и послала приказного с 5 человеками солдат, при следующей инструкции:

По Указу Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из Духовной Дикастерии Инструкция.

Тоя Дикастерии Копеисту Якову Попову с солдаты, ехать вам в Переславской уезд Залеской, в село Покровское, в вотчину Князь Василья Петрова сына Хованского, в Воскресенское, и приехав посланные с тобою, копиистом, оных сел попам Григорью Фадееву, Алексею Амвросимову указы подать и по подаче тех указов, взятое ими попами по нижеписанному реэстру тогожь Переславского Борисоглебского стану из Островские Введенские пустыни, тебе копиисту осмотреть и описать и по описи, оное все взяв отдать в тое пустыню настоятелю с распискою; а ежели оные попы тебе посланному по показанному, реестру чего не отдадут и учинятся по оным указам все ослушны, то оных попов взять тебе с собою в Духовную Дикастерию, которых и вести на их коште без всякого послабления; а ежелиж от них попов спору никакого в отдаче не явится : то тое опись за своею и оных попов руками подать в оной Дикастерии при доношении немедленно. Октября 3 дня, 1735 года. Подписали :

Симон Архимандрит Савинский. Секретарь Борис Щепин. Подканцелярист Семен Михеев. В следствие распоряжения сего села Покровского поп Григорий Фадеев, в отобранном от него показании, решился отдать церковь и прочее, но опровергнул требование Строителя Лаврентия, что на Покрове креста из позумента серебреного не было, а есть крест выбойки травчатой кумачной[4]; перенос же церкви на тот раз с посланным от Строителя Иеромонахом Иринарием отсрочили по соизволению того Строителя, чтоб о союзном договоре о покупке той церкви явиться попу Григорию в Москву в последних числах Ноября 735 года. Но села Воскресенского поп Алексей Амвросимов от отдачи колокола отказался, представляя Духовной Дикаситерии, что колокол куплен на вотчинные деньги и он, без позволения Князя Хованского, выдать не может. Почему Дикаситерия заключила: попа Алексея вытребовать и допросить, когда и по какому указу взял колокол из Островецкой Введенской пустыни, и по чему в силу посланного к нему с копиистом указного повеления, оной не отдал обратно ?

Алексей скоро привезен был в Москву и отдал из Духовной Дикастерии на поручительство о невыезде из столицы и о повседневной явке к ответу; где при первом допросе показал, что упоминаемого колокола не отдавал он по научению той вотчины прикащика; нынеж, по первому требованию оной, возвратит в Введенскую пустынь беспрекословно.  —  В чем и отобрана от него расписка под штрафом за ослушание, каковая им тогда ж б и исполнена. По явке же в Духовную Дикастерию попа Григорья Фадеева и Строителя Лаврентия, церковь Введенская куплена первым у последнего за 25 рублев, а в задаток строителем получено 11 рублев[5] .

Какие странные обстоятельства открывает сие описаиие! Назад тому одно почти столетие мы видим, в какой силе была тогда духовная в России власть! Дерзали продавать святые храмы, долженствующие быть во всяком случае неприкосновенными.

Вотще благочестивый старец Сергий при освящении сооруженной им церкви у Владыки Христа, бессмертные Премудрости, просил, чтоб мгновением своим с высоты посетил храм и сохранил оный неиоколебимым до скончания века.  —  Властительная рука Строителя Нектария все разрушила; он не внял, что дом Божий, духом святым обновленный, просвещает, и освящает притекающих в оной человеков. Продал церковь, расточил все к ней принадлежности и сам ушел с единомышленниками своими в другую пустынь, оставя бедных монахов без дневного пропитания.  И всего удивительнее, что в последствии он, преданный суду Божию, остался без всякой ответственности пред судом человеческим!

По смерти Строителя Лаврентия, преемником его неизвестно кто был, кроме того, что в 1752 определен Настоятелем игумен Иосиф; в 1758 из бумаг Архивы видно: управлял пустынею Иеромонах Алимпий; на место его поступил приехавший из Афонской горы в 1760 году Иеромонах Клеопа. При сем достойном пастыре пустыня Введенская новой вид восприяла : он собрал бедную скитавшуюся по миру братью, построил для них деревянные кельи, помощью доброхотных дателей соорудил три каменные церкви. Строение в оной пустыне со времен Настоятеля сего и поныне существует: Церковь каменная соборная во имя Введения Пресвятыя Богородицы, одноетажная, на 9 саженях в длину и на 7 саженях в ширину; освящена Преосвященным Феофилактом, Епископом Переславским и Дмитровским; в 1785 году внутри церковь сия украшена вся стенным письмом.  — Иконостас в оной недавно сооруженный старанием нынешнего Строителя Иеромонаха Спиридона, простой, но большую имеет приятность и весь покрыт червонным на полимент 7 золотников золотом, по обеим сторонам царских врат колонны высеребрены по полименту, иконы в нем живописные: на правой стороне образ Спасителя, на нем риза серебренная чеканная, венец позолоченный с четырьмя красными камнями. Храмовая икона Введения Пресвятые Богородицы, риза серебреная позолоченная, в четырех на ней венцах разные каменья, а в подвеске у Богоматери пятнадцать алмазов, пять яхонтов, два изумруда и две серый с бурмитскими зернами; тут же крест золотой на цепочке серебреной с мощами, осыпанной алмазами. На левой стороне царских врат третий образ Пресвятые Богородицы всех скорбящих Радости, риза серебреная чеканная, венец золоченой с сиянием, в короне разные каменья. Четвертой Святителя Чудотворца Николая с Св. Зосимой и Савватием Соловецкими чудотворцами, риза серебреная, чеканная, венцы позолоченные с каменьями красными и голубыми. Пред всеми четырьмя местными иконами лампады для масла серебреные, одна вызолоченная, весу 204 золотника; в том же иконостаси. расставлены в приличных местах 10 образов, из них 5 в ризах серебреных и 5 в серебреных окладах, венцах и оплечьях; некоторые убраны жемчугом, и каменьями. В святом алтаре ковчег, в коем хранятся святые дары, серебряной вызолоченный, на нем в верху чеканное изображение Спасителя воскресшего, с сиянием; около ковчега 12 Ангелов белых; четыре финифтяных образов, из них два осыпаны белыми каменьями, вокруг два подзора белых, весу в ковчеге 7 Фунтов. От южной двери на завороте в правую сторону под аркою налой столярной работы, на котором за стеклом в кивоте семдесят частей святых мощей, вложенные в кипарисную деку, облеченную в ризу серебряную вызолоченную, среди коих серебряный с мощами же крест; пред ними горит масло в серебреной прорезной лампаде. На левой руке под  аркой, отличной резьбы гробница для плащаницы, вызолочена по полименту червонным золотом, по гуську и францировку, а тело выкрашено под лак. Устроена старанием настоятеля Спиридона. На плащанице Спаситель изображен на белом атласе, венец вышит по разноцветному бархату золотом, а слова вынизаны крупным жемчугом; в букве вставлен белой камень, вокруг обложена золотым позументом.

За крылосами и по стенам иконостасы резной работы; в них более 35 образов разных святых угодников и Божией Матери, некоторые в ризах, а все прочие в венцах, гривнах и окладах серебряных, убранных разными каменьями и жемчугом; на других ризы шитые золотом, все расставлены с должным приличием.

2-я Церковь во имя святого Чудотворца Николая, и 3-я при ней придельная святых Архангелов Михаила и Гавриила; первая освящена в 1781 году Преосвященным Феофилактом, вторая в 1760 году Преосвященным Антонием Переславским и Дмитровским; местные образа: 1-й Спасителя, на нем венец в виде короны, оплечье, в руке скипетр с крестом и панагия серебреные, позолочены, осыпаны разными цветными каменьями, и прочия тож с хорошим дорогим убранством. В приделе Архистратигов местные образа в венцах, убраны разными каменьями. Во всех церквах 7 Евангелий, из них одно большое, в длину 1 арш. и 2 вер. Весу 2 пуда; по тяжести своей, оно ныне остается без употребления, и 5 крестов.

Ризница довольно богатая: числом всех риз 41, подризников 15, поясов 7, епитрахилей 37, стихарей 30, орарей 29; из первых одна риза драгоценностью своею отличается от прочих; золотой парчи с цветами в оплечии вышит по серебряной земле золотом высокой работы, Христос Спаситель, изгнавший беса из дщерей жены, на слова сии : и пси под трапезою ядят от крупиц  детей.» (Марка, Зач. 30 ).

На левом раме тот же Христос Спаситель с Самарянином, оплечье и по подолу обложено позументом серебряным. Воздухов 37-м, первый воздух и два покрова золотой парчи с серебреными цветами, кресты низанные жемчугом убраны зелеными камнями, покров и воздухи обложены золотым гасом. На южной стороне соборной церкви во всю стену написан образ Введения во Храм Пресвятые Богородицы, а на теплой с северной стороны изображен Святитель Николай Чудотворец и Архангел Михаил. На всех главах кресты железные вызолочены; кровли покрыты листовым железом и окрашены на масле колером, старанием Настоятеля Иеромонаха Спиридона. Колокольня каменная довольно высокая, на ней колоколов 9, из коих большой весу 212, полиелейной 52, повседневной 30 пуд; к сей колокольне пристроены настоятельские кельи; против окон у оной маленькой сад, на восточной стороне общая трапеза, для монашествующих[6]  каменная, на ней казначейские деревянные кельи, от них на север то ж деревянные кельи, коих числом 25-ть; две гостиницы днуэтажные, одна для приема почетных людей, другая для простого народа. Постановление в сем монастыре со времен Строителя Клеопы поныне существует одинаково, всякой приходящий в монастырь для богомолья останавливается, смотря по званию своему, в одной или другой гостинице имеет право пробыть там трои сутки на готовой провизии монастырской, без всякой за сие платы; долее жить воспрещается.

Пустыня сия, по показанию монашествующих, издревле была любима по соседству жившими дворянами, часто бывавшими для поклонения образу Пресвятой Богородицы; из них многие пожелали, чтоб и по смерти, тела их лежали в сем монастыре.  —  В трапезе соборной церкви погребено тело скончавшейся в 1772 году княгини Анны Борисовны Прозоровской, дочери Князя Бориса Алексеевича Голицына, против алтаря Князей Ивана и Петра Прозоровских, княгини Варвары Ивановны Несвицкой, умершего в 1802 году Артиллерии Маиора Князя Александра Николаевича Несвицкого, в 1805 году Генерала Маиора Петра Сергеевича Телегина, и на полуденной стороне алтаря вставлена доска, означающая, что против того interna покоится прах почтенного Строителя пустыни Клеопы, скончавшегося в 1778 году.

Всего удивительнее, что остров от воды имеет возвышенности не более 2х футов, но в погребах монастырских никогда воды не бывает, так как и на матерой земле.

Остров обнесен деревянною оградою; сваи под оной вбитые в воду от давнего времени почти окаменели; за оградой на четверть земли нет; издали представляется монастырь плавающим на воде. Святыя вороты и подъезд расписан на масле красками с изображением ликов святых.

За озером на восток при самом береге выстроен, вместо развалившегося, довольно пространный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем, для приезжающих в пустыню на поклонение образу Пресвятыя Богородицы, где живут два послушника, готовящиеся в монахи. Когда посетители приедут и объявят, что имеют намерение быть в монастырь, и если это в  летнее время : тогда послушник несколько раз ударяет в висящий на мезонине колокол и с острова тот час подается лодка для переправы. От сего дома около трех верст пролегает Московская большая дорога, где стоит каменная часовня, сооруженная Строителем Клеопою, вместо изломанной попом Фадеем, издревле принадлежавшей пустыне; подле оной келья, тут живет монах для получения подаяния от доброхотных дателей, какового простирается в год до 700 р.

Введенская пустыня состоит на жалованье по 300 р. в год; но преимущественно содержится подаянием от доброхотных дателей: оно простирается каждогодно до значительного количества; ныне за расходами взнесено в Воспитательный Дом 8,700 р. ассигнациями; сверх сего имеются жалованные, блаженной памяти Государем Императором  Павлом  Петровичем  сенные покосы и на речке Мележь  мельница о двух поставах.

В пустыне сей Настоятели именовались всегда Строителями ( кроме определенного в 1752 году Игумена Иосифа). По штатам, в 1764 году состоявшимся, оставлена в З-м классе.[7] Нынешний Строитель Иеромонах Спиридон, человек глубокой старости, по отзыву монашествующих, смиренный и добродетельный. Монашествующих в пустыне: Иеромонах 1, Иеродиаконов 2, белых священников 4, а всей братии с послушниками 30 человек



[1] Из имеющихся в церковной Архиве бумаг значит: Церковь Божия деревянная с трапезой клетчатая, алтарь круглой, на церкви срублен осмерик, а по верх шестерик», крыша тесом, глава и шея обита чешуею деревянною, на главе крест деревянный, опаен  жестью.

[2] В памяти сей сказано : просить на церковное строение во имя Христово у всякого чина и возраста православных христиан, с благою совестью и тихостью, а не со злоблением и не бесчинно, и кто что подаст за спасение души своей, принимать ему благодарно и записывать в приходную сборную тетрадь и то сборное подаяние в тое пустыню на всяку церковную утварь ему Строителю делать расходы с запискою. У сей памяти привешена восковая печать.

[3] В Архиве монастырской о продаже сей сохранены Нектариевы записки 1725 года: Богословской пустыни строитель Иеромонах Нектарий принял в платеж за Введенскую святую церковь у старосты Устина Архипова пять рублев, а донять двенадцать рублев; в том и подписался Нектарий своею рукою, Ноября в 4 день 1726 г. Марта в 10 день взял я Строитель у него ж старосты Устина за вышеозначенную церковь в уплату воску полпуда без фунта, по цене по пяти алтын; в том и расписался я Нектарий своего рукою.

 

[4] Архивные дела о семь предмете показывают следующее: 1735 г. Октября дня, Переславского уезда, Залеского Синодального села, Покрова, что была Антониева пустыня, поп Григорий Фадеев сказал, что де во оное село церковь Введения Пресвятые Богородицы, того ж уезду из приписной Введенской Богословской пустыни им попом и приходскими людьми взята, и со оною де церковию утварь, как показано оной Введенской пустыни от Строителя монаха Лаврентия, в реэстре имеется, но токмо де оной Строитель объявил, яко бы на покрове крест позумента серебреного и оное де он Строитель показал напрасно, а имеется крест выбойки травчатой кумачной, и оное де все как церковь Божию, так и прочее он поп Григорий отдает и ни в чем не спорит, а имеющуюся де у него попа как дворового, так и прочего к строению не имеется, и он поп Григорий к себе не бирал и оное де где имеется, он поп не знает; а из оной де церковной утвари Евангелие напрестольное в дест обложено черным трипом, средник и Евангелисты серебреные позлащенные, застежки медные, покров камки лазоревой, опушен камкою красною, на нем крест бумажной выбойчатой с травки; образ Введения Пресвятые Богородицы на нем 3 венца серебряные позлащенные; образ Страсти Господней, он поп Григорий посланному из Дикастерии копиисту Якову Попову отдал, а о царских де дверях и о той Введенской церкви и союзном договоре и его строительском изволе и на предложение об оном бы о покупке той церкви и прочого из Синодального казенного Приказу указов он поп со оным Строителем с посланным от оного Строителя Иеромонахом Иринархом отсрочили, что бы оному попу Григорию явиться в Москве сего же 735 году предбудущего Ноября в последних числах. К сей сказке поп Григорий Фадеев руку приложил, Островецкие Введенские пустыни Иеромонах Иринарх означенную в сей сказке церковную утварь, Св. Евангелие, Покров и образа принял и расписался.

[5] 1735 году, Декабря 16 дня, посему делу означенной села Покрова поп Григорий в Духовную Дикастерию явился и с помянутым строителем монахом Лаврентием о церкви Божией и о прочем в допрос помирился, и оной поп принес ему Строителю в уплату денег одиннадцать рублев, а достальные потому договору он поп ему строителю монаху Лаврентию четырнадцать рублев, в Духовную Дикастерию принесет, как за церковь Божию и за скотной двор и за царские двери, Февраля 1 числа 730 году; а буде он поп Григорий на оной срок не принесет и он поп повинен платежу вдвое без всяких отговорок; означенные деньги одиннадцать рублев строитель монах Лаврентий принял и расписался.  —  Поп Григорий Фадеев руку приложил.

 

[6] Во время стола псаломщик читает Божественное Писание; между сидящими царствует совершенная тишина, воля Строителя на щет перемены кушанья передается колокольчиком.

 

[7] В рассуждении церковной службы обряд, принесенный в пустынь сию строителем Клеопою из Афонской Горы, так как в Песношеском монастыре, и поныне здесь соблюдается.

 


старая книга!

поиск с анекдотом

поиск с английскими поговорками

начни свой поиск


Используются технологии uCoz